Закаливать... приучать ко всем лишениям, нуждам, непогоде. В. И. Даль Давно врачи и педагоги воюют против тепличного воспитания. Сколько копий сломано в этих битвах, сколько написано книг, брошюр и статей, сколько прочитано лекций, но... убедительные доводы и примеры не привели к всеобщему закаливанию. Вряд ли найдется хоть один школьник, который не слышал о пользе закаливания. А сколько из них систематически выполняют эти процедуры? Удивительно мало. В результате – частые заболевания, особенно простудные, а значит, пропуски уроков, отставание в учебе, ухудшение здоровья. Поэтому еще раз советуем не пренебрегать общедоступной возможностью укреплять здоровье детей, чтобы при незначительных охлаждениях или резких перепадах температур они не заболевали. Самый надежный путь борьбы с простудными заболеваниями – закаливание низкими температурами. Тем, кто решит заняться закаливанием, напомним, что это процесс длительный, требующий постепенности, систематичности и многообразия. Если использовать, например, только солнечные лучи, создается невосприимчивость организма к теплу, при Холодовых воздействиях – лишь к холоду. Поэтому важно использовать комплекс средств: солнце, воздух, воду. В число обязательных закаливающих процедур входит разумный микроклимат дома и в школе, правильно подобранная одежда, рациональный режим дня, правильное питание, достаточная физическая активность. Надо знать, что достигнутый закаливающий эффект нестоек. Длительные перерывы ведут к ослаблению и даже полной утрате приобретенных реакций, обычно через 2–3 недели после прекращения процедур устойчивость организма понижается. Значит, закаляться надо постоянно, всегда, всю жизнь с рождения до глубокой старости. Напомним, что процесс закаливания индивидуален, что полезно одному ребенку, другому – нет. Будьте всегда внимательны к своим детям, улавливайте их реакцию на те или иные факторы, а при необходимости посоветуйтесь с врачом. Здесь мы опишем лишь несколько специальных закаливающих процедур. Свежий воздух – постоянно действующее закаливающее средство. Путем открывания форточек и окон в любое время года можно создавать в помещении пульсирующий микроклимат. Колебание температур должно достигать 5–10° для взрослых и 3–7° для детей и пожилых людей. В любую погоду дети должны гулять от 1 до 3 ч. Продолжительность пребывания на воздухе следует уменьшать при сильном или холодном ветре. Вредно кутать детей. Ведь они много двигаются. При первой же остановке разгоряченное тело резко охлаждается, что приводит к простудному заболеванию. В теплое время года дети много бывают на солнце. Загорать лучше всего в утренние часы – от 9 до 12 ч, и затем после 16 ч. В это время солнце излучает больше полезных ультрафиолетовых лучей и меньше инфракрасных (тепловых). Длительность первой солнечной ванны – не более 6 мин. В дальнейшем можно прибавлять каждый раз по 4–5 мин. Максимальное время загорания для здоровых школьников – 1 ч, после чего рекомендуется оставаться в тени. Во время солнечной ванны необходимо менять положение, не спать и не жевать. После полезно сделать обливание или выкупаться. Начинать загорать можно через 2 ч после еды, но не натощак. Водные процедуры – обтирания, обливания, душ, купание и плавание – полезны школьникам всех возрастов и совершенно необходимы учащимся младших классов. Наукой доказано и практикой многократно подтверждено, что водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями способны творить чудеса, Кратковременное прохладное обтирание или обливание снимает чувство утомления, придает бодрость, поднимает настроение. И все потому, что из сузившихся от холода сосудов кожи «выдавливается» во внутренние органы и мозг дополнительное количество крови, происходит быстрая «добавка» питательных веществ клеткам организма. Поэтому неоднократное обливание рук и лица холодней водой в течение дня очень полезно для организма. При закаливании водой совершенствуется система теплообмена, отчего при неожиданных и резких колебаниях температуры окружающей среды защитные свойстве организма бывают высоки. Наиболее простое средство закаливания – обтирание. Начинать надо при температуре воды 28–30° и понижать через каждые 2–3 дня на 1°. Губку или рукавичку из махровой ткани смачивают и быстро обтирают ею руки, грудь, живот, спину, ноги. Затем тело вытирают. После того как обтирание дома стало привычным, можно делать это на свежем воздухе (летом и весной), начав с температуры воды 28–30°, постепенно снижать ее. Для закаливания горла рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать рот холодной водой. Начать с температуры 25– 30°, довести до комнатной, а затем – до температуры водопроводной воды. Более сильно воздействует душ, так как к влиянию температуры присоединяется механический массаж струями воды. Душ длительностью 1–3 мин заменяет обливание. Купание в реке, озере или море надо начинать, естественно, летом в ясные безветренные дни при температуре воздуха не ниже 24°, а воды 20–22°. Через 1–2 недели можно купаться при температуре воздуха 18–20° и 15–16° воды. Продолжительность первого купания – не более 5 мин, в дальнейшем – максимум 20 мин. Выходить из воды надо до появления сильной бледности или образования так называемой «гусиной кожи». Купаться можно спустя полчаса после завтрака и через полтора часа после обеда. Вредно заходить в воду сразу после интенсивных подвижных игр или спортивных развлечений, сначала надо отдохнуть 15–20 мин. Выйдя из воды, не обязательно вытираться полотенцем. Можно обсыхать на солнце. Однако надо помнить, что это вызывает дополнительное охлаждение, и поэтому уши оставлять мокрыми не рекомендуется, так как небольшой ветерок даже в теплую погоду может вызвать их переохлаждение. Важное условие успеха при любых закаливающих процедурах состоит в том, что они выполняются охотно, с желанием. Никакого принуждения здесь допускать нельзя. Здоровье и самочувствие детей в значительной степени зависит от умения дышать. «Что за вопрос? – подумает кто-нибудь. – Раз дышу, значит правильно». Увы, не все умеют дышать так, как этого требует наш организм, особенно при повышенной физической нагрузке. Выдох имеет особое значение для регуляции дыхания. Чем он дольше, тем полноценнее вдох. Растянутый полный выдох снижает чувство удушья и острую боль в боку, которая может возникать у физически ослабленных детей при быстрой ходьбе и беге. Предпочтительным считается соотношение продолжительности вдоха к выдоху как 2:3 или 3:5, например, на 2–3 шага вдох, на 3–5 – выдох.
|