дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Формируется саморегуляция поведения. Осознание общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.Ярко проявляет интерес к игре.Изменения происходят в детской игре. Совместное обсуждение правил игры, распределять роли до начала игры, попытки контролировать и согласовывать действия друг друга. Усложняется игровое пространство. Игровые действия становятся разнообразными. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности
Рекомендации: способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки ребенка. Обучать различным способам взаимодействия в процессе игрового и межличностного общения, повышению гибкости поведения. Расширение репертуара игр с правилами. Системное применение упражнений и игр на развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности, через осознание мышечных ощущений и произвольной регуляции дыхания. Особое внимание – игровой мотивации
3.Речевое развитие
Норма - правильное произношение звуков. Свободно используются средства интонационной выразительности. Употребление в речи обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначные слова. Увеличение активного словаря. Способность к звуковому анализу простых трех звуковых слов. Попытки самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Рекомендации: использовать словесные игры.
Предоставлять ребенку возможности самостоятельно выражать впечатления и собственный опыт через детские виды деятельности. Максимальное включение музыкального сопровождения.
4. Познавательное развитие:
Сензитивный период для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Появляется желание экспериментировать.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Рекомендации: Расширение творческой активности детей во всех видах деятельность, развитие фантазии. Усложнять игровой материал логическими, интеллектуальными заданиями, стимулирующим ребенка думать и рассуждать. Обучение детей умению планировать предстоящую деятельность. Использование игр на развитие произвольности психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
5.Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.
Рекомендации: Обогащение впечатлениями визуальными, слуховыми. тактильными, эмоциональными. Предоставление ребенку возможности самостоятельно выражать впечатления и собственный опыт через детские виды деятельности. Максимальное включение музыкального сопровождения в образовательный процесс.
|